Иоанно-Богословский храм,
г. Ликино-Дулево








Престольный праздник:

Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (9 октября, 21 мая)

Настоятель:
Священник Антоний Рыжаков, 1982
Священнослужители:
Священник Александр Александрович Куприянов, 1984

Адрес:
Московская область, Орехово-Зуевский район,
город Ликино - Дулево, улица Ленина, дом 1-а

Телефон:
8(4964)141-330; 8(917) 575-35-29

Официальный сайт:
www.likhram.zachalo.ru

Платежные реквизиты:


Полное наименование
МРОПП Иоанно-Богословского храма г.Ликино-Дулево Орехово-Зуевского р-на Московской обл. Московской епархии РПЦ
Банк Получателя
ОАО "Сбербанк России" г.Москва
БИК
044525225
к/с
30101810400000000225
р/с
40703810040310100245
ИНН
5073084820
КПП
507401001












История Храма:
История строительства храма Святого Апостола и евангелиста Иоанна
Богослова в г. Ликино-Дулёво чрезвычайно интересна и поучительна.
Авторитет высшей власти, всенародное уважение к императору Миротворцу,
Александру III, объединило в строительстве нашего храма православных рабочих и старообрядца, владельца фарфорового завода Матвея Сидоровича Кузнецова, его служащих и инженеров, как православных, так и старообрядцев, входивших в комиссию по построению храма.
Закладка каждого здания на Дулёвском фарфоровом заводе обязательно освящалась молебном, который проводил настоятель дулёвского православного Иоанно-Богословского храма о. Феодор Овчининский.
Местечко Дулёво долго не имело православного храма. Православные ходили на богослужения в с. Гора – за 4 км, если напрямик лесом и полем. Когда в этом селе был выстроен кирпичный храм (существует и сейчас, его колокольня видна издалека), прежний деревянный стал не нужен. Рабочие-фарфористы решили купить его и перенести в Дулёво. Они собрали на покупку 2000 рублей (стоит заметить, что квалифицированный рабочий получал в месяц не более 25 рублей, а большинство втрое-вчетверо меньше). Недостающую сумму дал владелец завода Матвей Сидорович Кузнецов, хотя сам был старообрядцем. Храм разобрали и вновь возвели на новом месте – почти напротив нынешнего храма, через дорогу.
Первый, деревянный храм Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова стоял на окраине фабричного посёлка, у леса, в котором было кладбище. Обращаясь за разрешением на строительство церкви, Матвей Сидорович обязался принять на себя «всё устройство храма, колокольни и предполагаемых домов для священника и церковнослужителей», что с отчуждённой землёй обходилось ему до 20 000 рублей серебром. Он сделал это богоугодное дело, по собственным словам, «для вознаграждения усердия рабочих и служащих и для сбережения их интересов». Видно, искренно писали работники Дулёвского завода в поздравительном адресе к 25-летию супружеской жизни М.С. и Н.В. Кузнецовых: «...основанное Вашими предками и значительно расширенное Вами дело стоит в ряду тех крупных коммерческих учреждений, где служащие лица, поступая на должность иногда с детского возраста, благодаря прекрасным душевным качествам хозяев, считают свою службу десятками лет и нередко доживают до почтенной старости ...»
Дулёво относилось к Покровскому уезду Владимирской губернии. 8 мая (по новому стилю 21-го) 1887 г. архиепископ Владимирский Феогност освятил храм (он был однопрестольным) во имя Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност благословил открытие в том же году в местечке Дулёво самостоятельного прихода.
Завод рос, прихожан становилось больше. В 1890 г. храм расширили, он стал крестообразным в плане. В пересечении креста возвышался мощный световой восьмерик, увенчанный главой.
С 1894 и до 1908 г. настоятелем Иоанно-Богословского храма в Дулёве был священник Сергий Красовский (ум. 1926 г., похоронен в ограде храма с. Воинова Гора).
При численности работавших на заводе 1400 человек прихожанами православного храма были 521 мужчина и 410 женщин.
В июне 1920 г. в Дулёвском храме, в сослужении 30 священников, среди которых был и настоятель храма о. Феодор Овчиниский, служил митрополит Владимирский и Шуйский Сергий (Иван Николаевич Страгородский, 1867–1944), в будущем Патриарх Московский и всея Руси.
Постановление о сносе Дулёвского храма было принято ещё в 1940 г., но дулёвский старожил, художник фарфорового завода В.А. Городничев (в 2007 г. ему исполнилось 85 лет), вспоминает, что храм был разрушен уже после войны. Он хорошо помнит сам храм, деревянный, окрашенный белой краской, с ограждавшим церковный двор невысоким заборчиком. С южной стороны, почти у стен храма, был рынок. За ним проходила дорога на Ионово, за которой, на месте современного рынка, стояли дома управляющих Дулёвским заводом Чернышева и Никифорова, позднее, уже в советское время, там же была построена столовая. В 1930-е гг. сгорели колокольня и главка храма (Валентин Александрович говорит, что от удара молнии), колокольню не восстановили. Храм был достаточно высоким, почти вровень пятиэтажному дому, который построен на его месте. По памяти В.А. Городничев нарисовал дулёвский храм.
Промыслом Божиим дулёвские прихожане после разрушения деревянного храма не остались без Дома Божия. Ещё в самом начале XX века зародилась мысль о построении нового, каменного храма. Это была насущная потребность, ведь в большие церковные праздники далеко не все прихожане могли поместиться в переполненном храме, и многие стояли на улице, внимая словам богослужения, доносившимся из открытых дверей и окон храма.
В храме богослужения не свершались с начала 1930-х гг., но постановление о закрытии и сносе уже перестроенного храма Президиум Мособлсовета принял только 23 августа 1940 г. Когда храм был снесён, разорили и могилу Василия Николаевича Грачёва, на этом месте сейчас 5-этажный дом. Но мы верим, что возрождению нашего храма помогают молитвы Василия Николаевича, о. Сергия, о. Феодора, Василия Ивановича и многих других подвижников благочестия г. Ликино-Дулёво.
Проект каменного храма в местечке Дулёво был заказан владимирскому епархиальному архитектору Леониду Михайловичу Шереру (авторство проекта установлено священником Олегом Пэнэжко). По свидетельству старожилов, он лично на тройке приезжал в Дулёво, тщательно осмотрел местность и выбрал среди болот сухой песчаный пригорок. 21 апреля 1912 г. им были  подписаны чертежи каменного храма (показывающие общий вид, разрез, план и положение нового храма относительно старого), 15 июня того же года они утверждены строительным отделением Владимирского губернского правления.
Насколько трудно было возводить храм, видно, например, из опубликованного во «Владимирских епархиальных ведомостях» отчёта Л.М. Шерера, в 1911 г. делавшего пристройку в женском епархиальном училище. В значительной части отчёт посвящён мерам экономии, предпринятым для того, чтобы уложиться в смету, потому что строительные материалы дорожали не по дням, а по часам. Война и революция всё более затрудняли работы. К 1917 г. было полностью сооружено здание церкви, но без отопления, без внутренней отделки, для пола успели завезти доски, для колокольни только заложили фундамент. После 1917 г. строительство совсем остановилось.
В 1923 г. верующие просили разрешения достроить каменный православный храм, но получили отказ. Церковь была переоборудована под общежитие, для чего спилили венчавшме храм кресты, внутреннее пространство перерезали межэтажными перекрытиями, в стенах вместо тройных окон проломали безобразные квадратные проёмы, в алтарях устроили умывальни и туалеты (с отдельным входом с улицы, для чего стену в алтаре прорубили до земли), а своды пробили для установки печей-буржуек. С середины 1950-х церковь служила складом стеклотары, кресты были спилены, но главки – на местах (кроме восточной), ещё были целы все закомары. Потом склад стал приютом местной шпаны. Пьяные молодые люди подожгли одну из боковых главок. Они сами находились внутри и чуть было не сгорели, их спасли пожарные, но главки решено было сломать. Одна из фотографий храма датирована, и мы можем видеть, в каком состоянии храм был в 1957 г. К началу 1970-х церковь была заброшена и понемногу разрушалась, разбиралась на кирпич. Ставился вопрос о её сносе, дважды она обследовалась подрывниками, но применённые Л.М. Шерером материалы, новые для начала XX в. (пилоны и своды храма из монолитного железобетона), сделали снос весьма хлопотным.
Почин открытия Иоанно-Богословского храма принадлежит настоятелю Кабановского храма священнику Василию Извекову, первым старостой стал Д.М. Шорохов.
Весной 1991 г. храм был передан общине верующих, и в день его престольного праздника состоялся первый молебен. Внутри и снаружи храма собрались толпы людей. Первый молебен в разорённом храме провел священник Василий Извеков и протоиерей Александр в то время служивший вторым священником в с. Кабаново.
Храм стоял без крестов и малых куполов, полностью утрачена была восточная главка с барабаном, на крыше росли деревья толщиной до 10–15 см. В стенах церкви зияли огромные пробоины, отсутствовали полы, двери, окна, отопление, полностью разрушен 3-й и частично 2-й и 1-й ярусы кирпичной кладки закомарного покрытия. Храм долго служил свалкой мусора при ремонте окрестных домов, вокруг него нарос слой, который археологи называют “культурным”, толщиной до метра.
Уборка мусора, откапывание подвалов (этой работой занимались в основном женщины, прихожанки храма), заняли часть 1991 г. и 1992 г., было устроено отопление, настил в приделе Святителя Тихона Патриарха Московского, поставлены леса на центральную главу и началось покрытие её оцинкованным железом.
2 февраля 1992 г. настоятелем назначен священник Олег Пэнэжко. Богослужения проводились в южной части храма. Здесь был устроен настил из досок, за натянутой полиэтиленовой плёнкой зиял провал: в большей части храма пола ещё не было, дощатая стенка вместо иконостаса, в первый год окна оставались заложенными гипсоблоками, было холодно.
В этом холоде, в русской печке, монахиня Иоанна каким-то образом пекла просфоры. Тогда ещё в храм мужчины не ходили, и всем необходимым для совершения служб заведовала Анна Шестёрина , в молодости жившая в общежитии, устроенном в храме.
Широкие восстановительные работы начались в 1993 г. с помощью Дулёвского фарфорового завода. С разрешения директора завода Михаила Борисовича Борисова и главного инженера Анатолия Геннадиевича Поспелова община получила возможность размещать заказы на изготовление дверей и оконных рам в строительном цехе завода, его рабочие участвовали в восстановлении кирпичной кладки, штукатурили, настилали полы. Настоятеля консультировала по вопросам строительства начальник стройцеха ДФЗ Жанна Григорьевна Киселёва, всегда находившая возможность помочь храму. В 1999 г. она уже была тяжело, даже безнадёжно больна, во время освящения храма владыка Ювеналий призвал всех молиться о её здравии и просил передать ей заслуженную церковную награду – благословенную грамоту. Анатолий Геннадьевич Поспелов и Жана Григорьевна Киселёва записаны в храме на вечное поминовение. Михаил Борисович Борисов не был православным христианином, но он с сочувствием относился к возрождению храма, и его светлая память осталась в сердцах настоятеля и многих прихожан.
Собранные в общине деньги позволили заказать на Ликинском автобусном заводе 5 крестов, ныне увенчивающих храм, а с помощью администрации города (распоряжение мэра В.Н. Тютюнькова) оплачены изготовление на том же заводе четырёх малых куполов и работа подъёмного крана.
Почти шесть десятилетий над городом не простирался символ нашего спасения, и вот 15 января 1994 г., в день памяти преподобного Серафима Саровского, бригада, состоявшая из прихожан храма – Ю. Попова, Е. Новосёлова, М. Рассказова, С. Захарова, А. Смирнова, – установила на 35-метровой высоте главный крест.
В январе 1994 г. наш храм посетила великая княгиня Леонида Георгиевна Романова . Прихожане запомнили её слова: «Я верю, что ваш храм будет восстановлен и будет прекрасен».
Проект восстановления верхней части храма выполнен архитектором Е.П. Саловым (Евгений Петрович – потомок священника старообрядческого Зуевского храма). Е.П. Салов сделал эскизные проекты всех зданий церковного двора безвозмездно. Общий замысел ансамбля принадлежит настоятелю храма о. Олегу. Рабочие чертежи выполнены Орехово-Зуевским МПИП (руководитель Б.В. Егоров). Кирпич доставлялся транспортом Ликино-Дулёвской автобазы (директор Н.А. Хромов). Поднимали кирпичи всем миром, день за днём в ведре (по 3 кирпича) с помощью блока и верёвки. Всего было поднято около 25000 кирпичей. Община многим обязана каменщику-ветерану Г. Немкову, восстановившему полукружие закомар и пятую, полностью разрушенную главку. На перекрытиях скопилось огромное количество строительного мусора, убирать его помогали учащиеся автомеханического техникума и прихожане храма. Летом 1994 г. восстановление кровли было закончено. Построены также «пропилеи» – часовня и книжная лавка, фланкирующие вход в храм.
Прихожанами в 1995 г. установлена художественно выполненная на заводе «Тонар» металлическая ограда (по проекту Е. Салова). Все сварочные работы безвозмездно произвёл Г. Коблов. На юго-западном краю ограды выстроена часовня с иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша». Днём и ночью перед иконой горит лампада. В 1995 г. стены храма внутри покрыты штукатуркой и в целях борьбы с плесенью и грибком побелены известью.
В 1996–1997 гг. стены и своды расписаны художником Вадимом Дмитриевичем Степановым, имеющим большой опыт таких работ. Он участвовал в росписи многих храмов. Установка лесов, подготовка стен под роспись, малярные и подсобные работы, почти все орнаменты и надписи выполнялись прихожанами.
На престольный праздник в 1996 г. в Дулёво приехали архимандрит Сергий (Шагаев) и игумен Герман (Хапугин), оба местные уроженцы. Игумен Герман передал в дар храму частицу мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Частица вставлена в образ святителя.
Весной 1997г. под храмом было обустроено помещение крестильной, класса и библиотеки. Летом и осенью 1997 г. велись работы по расширению здания воскресной школы, устройству крытой паперти (наконец-то в храме стало тепло), водосвятной часовни и строительству колокольни, на которую в 1998 г. на Сретенье, после молебна и освящения, подняты 8 специально подобранных колоколов, отлитых для нашего храма на Урале. Звонари В. Кириллов, В. Копров обучают звону ребят из воскресной школы. Эта школа при Иоанно-Богословском храме создана в 1992 г., тогда в ней был всего один преподаватель – настоятель храма о. Олег. В 1993–1994 гг. занятия проходили в Доме культуры Дулёвского фарфорового завода (бывший Кузнецовский), директор которого Е.В. Рахманова сама занималась с детским хором в воскресной школе и пела в хоре церковном. С увеличением числа учеников и расширением школьной программы появилась необходимость в отдельном здании. В 1995 г. было построено каменное здание школы, и позднее, к нему была пристроена колокольня. Но количество детей постоянно растёт, поэтому в 1998 г. появилась ещё и летняя аудитория.  Педагогам помогает специально подобранная библиотека, в которой около 10000 томов и брошюр, богатые аудио- и видеотеки. В 1997 г. открыт класс сравнительного богословия, оснащённый наглядными пособиями и библиотечкой антисектантской литературы. Самый значительный раздел библиотеки Иоанно-Богословского храма составляют творения Отцов Церкви, церковная история, жития, популярные брошюры. Есть книги по русской истории и зарубежная классика, поэзия, учебные пособия, путешествия, альманахи. Заведует библиотекой Галина Крупнова. При храме был создан иконописный класс (до 2003 г., после – живописный), которым руководила Галина Машериченко, и в котором были восстановлены многие иконы, находящиеся ныне в Иоанно-Богословском храме. Г. Машериченко обучала детей и взрослых (их было гораздо больше) элементам рисунка, изготовлению красок (иконы пишутся минеральными красками, растёртыми на яичном желтке), приготовлению левкаса, ученики сами делали иконные доски. Позднее при церковной школе был открыт художественный класс в котором занимаются рисованием только дети и молодёжь (от 4-х до 18 лет), занятия проводили педагоги Ольга Анатольевна Кириллова и Зоя Васильевна Куликова. Работает и кружок церковной вышивки. которым руководит студентка отделения церковных искусств Свято-Тихоновского гуманитарного университета Надежда Рыжакова.
Каждый год театральная студия при церковноприходской школе ставит спектакли на Пасху и Рождество.
В 1996 г. при храме устроена столярная мастерская, в которой для нужд общины были изготовлены двери, оконные рамы, столы и лавки, станки для живописцев, стенды и витрины для музея, книжные полки и перегородки библиотеки и многое другое.
В 1998 г. мастерские переведены в здание, построенное специально для них, а в освободившихся помещениях устроена благотворительная столовая.
17 октября 1999 г. главный престол Иоанно-Богословского храма г. Ликино-Дулёво был освящён Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. 
В 2001 году общественность и городские власти приняли решение, что отныне день города будет праздноваться 9 октября, в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, покровителя нашего города.
8 октября 2004 г. в Ликино-Дулёво состоялся грандиозный крестный ход , который  прошёл от с. Кабаново, где в Никитском храме был освящен точный список с иконы Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, некогда находившейся в деревянном Иоанно-Богословском храме, разрушенном в советское время.
9 октября 2004 г. была освящена большая фарфоровая икона Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (фарфоровой иконы подобных размеров нет ни в Москве, ни в Подмосковье), подаренная храму автором-художником М.М. Обрубовым и коллективом Дулёвского фарфорового завода. Позднее фарфоровая икона была укреплена над входом в храм.
В 2007 г. в память 120-летия освящения первого в Дулёво храма, силами прихожан Иоанно-Богословского храма поставлен Поклонный крест. В этом же году настоятель храма, протоиерей Олег Пэнэжко «во внимание к усердным миссионерским трудам» был награжден орденом Святителя Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского III степени.
Сегодня настоятелем храма является священник Антоний Рыжаков.